Вернуться
9 из 10
Просмотрено 9 из 10
Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.
Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.
Аннотация
Для выставки были отобраны книги, отличительной особенностью которых является наличие ручной авторской раскраски, добавление коллажей и других декоративных элементов. Русская футуристическая книга стала едва ли не самым ярким творческим проявлением, в котором в полной мере зримо воплотились основополагающие идеи всего художественного направления. Темы современной цивилизации и урбанистической культуры, всеобщего хаоса и разрыва причинно-следственных связей, отказ от признанных норм грамматики и поведения, интерес к архаичной, народной и низовой культуре все это нашло отражение в футуристической книге. В ней соединялись теоретические положения, манифесты, поэтические произведения с новаторством в оформлении. Сам внешний вид рукотворной по своей сути книги со всеми ее «шероховатостями» и «неровностями» бумаги, печати и цвета «бил по нервам привычки» обывателя, заставляя его вздрогнуть от неожиданного названия и разноцветной бумаги. В декабре 1912 года увидело свет первое футуристическое издание, оформленное сразу несколькими художниками. В книге А. Кручёных и В. Хлебникова «Мирсконца» рисунки выполнили Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин, В. Татлин. Обложка книги представляла собой наклеенный на картон узкого листа бумаги с отпечатанными литографским способом фамилиями авторов и названием книги. Остальное поле занимал наклеенный крупный декоративный цветок, вырезанный из бумаги. Расположение наклеек отличается в разных экземплярах книги. Меняются форма цветка, цвет и фактура бумаги из которой он вырезан. Другим примером коллективного участия в оформлении была книга Кручёных «Взорваль». Здесь объединились петербургские художники О. Розанова и Н. Кульбин, в книгу были включены также литографии К. Малевича и Н. Гончаровой. Первое издание книги вышло весной 1913 года, а второе — тем же летом. Издания отличались оформлением обложек. В первом издании это был рисунок Н. Кульбина, а во втором — О. Розановой. На обложке работы О. Розановой был изображен городской пейзаж, суть которого раскрывают слова В. Маяковского: «Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новым городскими элементами, которых не знали поэты прошлого». В феврале 1913 года вышла книга А. Кручёных «Помада» с рисунками М.Ларионова. Она занимает особое место в истории русского футуризма. Именно в ней впервые появилось в печати стихотворение А. Кручёных «Дыр бул щыл», которое было написано на собственном языке, отличавшемся от других тем, что «слова его не имеют определенного значения». Оформление М. Ларионова с его «лучистскими» рисунками относят это издание к самым выдающимся памятникам книжного искусства. Раскрашенные литографии, наклеенные на золотую фольгу, придают книге сходство с «ювелирной драгоценностью». Стихи и рисунки прекрасно дополняют друг друга, составляя неразрывное художественное целое. «Вхóдите в книжный магазин. "Маяковский есть?" — "Был и весь вышел"» — фантазировал в мае 1913 года Владимир Маяковский, выпуская свою первую книгу под характерным названием «Я!». Мечты Маяковского осуществились: 300 экземпляров первой книги были раскуплены довольно быстро. Сборник «Я!» оказался самым «футуристическим» по оформлению в обширной библиографии поэта. Он был издан литографским способом и украшен рисунками В. Чекрыгина и Л. Шехтеля (Жегина). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. Создание Маяковским «Советской азбуки» относится к осени 1919 года: написана она была в сентябре, а отдельное литографированное издание вышло в октябре того же года. Обложка и рисунки к каждой букве алфавита выполнены самим Маяковским. Заглавные буквы представляют собой рисунок-карикатуру из одной или нескольких человеческих фигур. Литографированная «Советская азбука» выполнена в стиле «самописной» книги русских футуристов, которые стремились к отказу от типографского набора, к единой технике исполнения рисунка и текста. Маяковский следует призыву Крученых и Хлебникова «вручить свое детище не наборщику, а художнику». Поэт и художник Маяковский соединяет в изображении буквы рисунок и смысл. «Советская азбука» — одна из книг, оформленных самим Маяковским. Многие экземпляры этой книги были раскрашены акварелью. Раскрашивать книгу автору помогали Л. Брик и художница Н. Турова. «Азбука» раздавалась курсантам и красноармейцам, направлявшимся на фронт, этим объясняется ее редкость в книжных собраниях. В фонде музея хранится обширная коллекция книг петроградской артели художников «Сегодня», многие из экземпляров раскрашены авторами. Деятельность артели, несмотря на короткий период существования (1918-1919 гг.), вызывает в настоящее время острый интерес исследователей и коллекционеров русской книжной графики первой трети ХХ века. Артель художников «Сегодня» была организована в феврале 1918 года. Она ставила своей целью «дать читателям небольшую, но художественно изданную и дешевую книжку стихов или рассказов современных поэтов, в частности же, заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей, детской литературы». В состав артели входили художники «левого толка» В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Любавина, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Лапшин и литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С. Есенин, Е. Замятин. Книги печатались в небольшой типографии при помощи ручного станка на бумаге светлых тонов. Иллюстрации вырезались на линолеуме. Вся печать была однокрасочной. Объем всех книг артели, форматом 20,4х15см., составлял 4 листа, включая обложку, скрепленных металлической скрепкой. Тираж составлял 1000 экземпляров. Часть тиража, а именно 125 пронумерованных экземпляров, раскрашивалась от руки.
Маяковский и его современники
Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.
Экспонаты выставки Отобрано: 35
Мирсконца. М., 1912 /Обложка Н.Гончаровой; иллюстрации Н.Гончаровой, М.Ларионова, Н.Роговина, В.Татлина. 1912
Мирсконца. Москва, 1912 /Обложка Н.Гончаровой; иллюстрации Н.Гончаровой, М.Ларионова, Н.Роговина, В.Татлина. 1912
Мирсконца. Москва, 1912 /Обложка Н.Гончаровой; иллюстрации Н.Гончаровой, М.Ларионова, Н.Роговина, В.Татлина. - 39 л. включая обложку. Литографированное издание. Текст на одной стороне листа. 1912
Мирсконца. Москва, 1912 /Обложка Н.Гончаровой; иллюстрации Н.Гончаровой, М.Ларионова, Н.Роговина, В.Татлина. - 39 л. включая обложку. Литографированное издание. Текст на одной стороне листа. 1912
Взорваль. 2-е издание. / Обложка: О. Розанова; Иллюстрации: Н. Кульбин, Н. Гончарова, О. Розанова, К. Малевич, Н. Альтман Санкт-Петербург: Литография «Свет», 1913. – 26 л. включая обложку. Литографированное издание, раскрашенное от руки. Текст на одной стороне листа. 1913
Помада./ Рисунки М. Ларионова -[М., 1913]. 1913