Вернуться
1 из 10
Просмотрено 1 из 10
«Маяковский - футурист»
«Маяковский - футурист»
Аннотация
Выставка «Маяковский-футурист» посвящена периоду увлечения молодого поэта и художника авангардистским течением в искусстве - футуризмом, ярким представителем которого стал он сам. Слово «футуризм» (от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста» итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, напечатанного 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» (полное название статьи «Обоснование и манифест футуризма»). Футуристы заявили о себе как о создателях нового искусства – искусства технического века, которое должно отражать реалии и ритмы нового времени. Футуризм остался в истории искусства как крайне революционное, бунтарское течение. Теоретики нового литературного течения призывали отказаться от культурных и нравственных ценностей предшествующих эпох, ставили в центр своего искусства технические достижения и промышленный дух нового времени, их восхищали железные дороги, океанские пароходы, огромные города и т. п. Русский футуризм, как и итальянский, особенно активно проявил себя в литературе и изобразительном искусстве. В отличие от итальянского «прародителя», он отказался от чрезмерной агрессивности. В русском футуризме было скорее бунтарское начало, нежели агрессивное. Наиболее яркими и влиятельными представителями нового авангардистского течения в России была группировка кубофутуристов. Ее основу составляли Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Вадимир Маяковский и Алексей Крученых. Было и другое название у этой футуристической группы – «Гилея» (так на древнегреческом языке называлась та часть Таврической губернии, где в 1910-е годы жила семья Бурлюков и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Поэт Велимир Хлебников дал группе еще одно название – будетляне. По словам Маяковского, «будетляне – это люди, которые будут. Мы накануне». В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они. Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Свою задачу футуристы видели не только в том, чтобы поразить воображение читателя, но и передать общую атмосферу современной жизни с её убыстряющимися темпами. Для Владимира Маяковского годом поэтического крещения стал 1913 год. Состоялось много выступлений, он читал свои стихи в различных аудиториях. Делал доклады, писал статьи, занимался постановкой в Петербурге трагедии «Владимир Маяковский». Первая книга Маяковского – сборник стихов «Я!», выпущенный в 1913 году, может быть названа самой футуристической по оформлению из книг поэта. Сборник украшен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина (Шехтеля). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. В бесформенном пятне угадываются и клякса, «выплеснувшаяся из стакана» краски, и галстук-бабочка, которую поэт носил в то время. На уникальном экземпляре книги, хранящемся в музее, нанесено немного желтой краски, что заставляет вспомнить появившуюся несколько позже желтую кофту, с которой долгое время ассоциировали образ поэта. Тогда же появились рисунки поэта в альбоме Веры Шехтель, дочери знаменитого московского архитектора и сестры художника Льва Жегина (Шехтеля). В десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, поэтому в искусствоведческой литературе эта группа графических работ получила название «Жирафья серия». Темы Африки, популярные в творчестве многих художников и поэтов начала ХХ века, и автобиографические мотивы повлияли на выбор сюжетов. По воспоминаниям Веры Шехтель, из-за высокого роста друзья звали поэта «жираф». На некоторых работах можно встретить карикатурное изображение автора: в широкополой черной шляпе и черной накидке, которые носил Маяковский. Тиражи футуристических сборников, издававшихся самими поэтами, не превышали тысячи экземпляров, и для расширения круга своих читателей поэтам требовалось выходить с выступлениями на публичные площадки и расширять их географию. Владимир Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским предприняли большую поездку по России. Турне футуристов началось с выступления в Харькове 14 декабря 1913 г. и завершилось в Баку в конце марта 1914 г. За это время поэты посетили 15 городов. В коллекции музея представлен ряд фотографий и афиш, иллюстрирующих эту поездку, а именно посещение Казани 20 февраля 1914 г. Эстетические, литературные принципы футуристов потрясали современников, вызывали возмущение и всевозможные упреки. Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов, подбирались эпатажные костюмы и грим. На лицах поэты рисовали абстрактные или примитивные рисунки. Вместо цветка в петлице, как у денди, футуристы использовали пучки редиски, морковку, деревянные ложки; а цилиндр, атрибут денди, еще больше усиливал карикатурность. Желтый цвет наряда давал повод газетчикам на тему «желтого дома», а для футуристов этот цвет стал цветом авангарда. Новое эстетическое направление получило развитие и в изобразительном искусстве. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Кубисты отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы; объект в их произведениях представлен в виде множества пересекающихся плоскостей, отсюда многомерная перспектива; объект изображался одновременно с многих точек зрения, как комбинация геометрических фигур, благодаря чему зритель мог видеть разные стороны объекта. На полотнах своих произведений художники-футуристы стремились передать всевозможные звуки, уличные шумы. Для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн и т. п. Одним из примеров футуристической живописи можно назвать работы Маяковского «Chemin de fer» («Рулетка»), созданную в 1915 г. Воздействие футуризма на дальнейшее развитие искусства оказалось благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. И здесь главный вывод футуристических экспериментов – осознание того, что непонимание в искусстве не всегда недостаток, а порой даже необходимое условие полноценного восприятия. Само приобщение к искусству стало пониматься как сотворчество, а не пассивное потребление произведения искусства.
Маяковский "haute couture": искусство одеваться
Экспонаты выставки Отобрано: 35
Филиппо Томмазо Маринетти. 1908. Неизвестный фотограф
Афиша. Общество художников "Союз молодежи" (Санкт-Петербург,Троицкий т-р) "Диспут публичный о современной живописи" и "1-й диспут о новейшей русской литературе" 23 и 24 марта 1913г. 1913г.
Без автора. Афиша. Дворянское собрание. Знаменитые московские футуристы Василий Каменский, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский устраивают лекцию "О живописи и литературе". Казань 20 февраля 1914. 1914г.
Без автора. Афиша. Футуристы. Два вечера московских футуристов К.Большакова и В. Маяковского в городском театре г. Калуги.. 12-13 апреля 1914г. 1914г.
Без автора. Афиша. Диспут "Футуризм". В концертном зале Тенишевского училища. Петроград, 11 октября 1917. 1917г.
Афиша лекции «Война и искусство» в Москве, в большой аудитории Политехнического музея 14 октября 1914 г. 1914. Бурлюк Д.Д., Каменский В.В. (1884-1961), Бурлюк Н.Д. (1890-1920)