Вернуться
7 из 10
Просмотрено 7 из 10
Маяковский и его современники
Маяковский и его современники
Аннотация
Основная идея выставки «Маяковский и его современники» — наряду с известными фотографиями поэта, его друзей и знакомых показать редкие снимки его окружения. Первые снимки выставки отсылают к публикации альманаха «Пощечина общественному вкусу». В нем Маяковский дебютировал двумя стихотворениями «Ночь» и «Утро». В «Пощечине» впервые под одной обложкой были опубликованы произведения четырех самых ярких представителей русского литературного авангарда: Маяковского, Бурлюка, Хлебникова и Кручёных. Примерно в это же время поэт стал вхож в дом знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля, так как учился с его сыном Львом Жегиным в Училище живописи ваяния и зодчества. Именно благодаря творческому союзу Жегина, Чекрыгина и Маяковского был создан первый сборник стихов поэта — «Я!». Книга стала литературным событием, все 300 экземпляров были довольно скоро распроданы. 1913 год стал годом поэтического крещения Маяковского: он читал свои стихи в различных аудиториях, вступал в дискуссии, делал доклады, писал статьи, занимался в Петербурге постановкой трагедии «Владимир Маяковский», был участником знаменитого «футуристического турне», прокатившегося по городам России в конце 1913 – начале 1914 года (группа поэтов за три месяца посетила 15 городов). Лето 1915 года — важное время в творческой биографии Маяковского. В Куоккале, популярном у петербургской интеллигенции курортном поселке, рождалась поэма «Облако в штанах». Также в июле поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. В их доме образовался своего рода литературный салон, где помимо футуристов появлялись филолог Роман Якобсон, литературовед Виктор Шкловский и другие. Позже в этом кругу задумывались и реализовывались различные творческие проекты, в том числе журнал «ЛЕФ». В лефовскую группу вошла значительная часть представителей русского авангарда: поэты Сергей Третьяков и Николай Асеев, художник и фотограф Александр Родченко, теоретики Осип Брик, Борис Арватов, Борис Кушнер, режиссеры Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Отдельно стоит отметить фотографию, сохранившую память о встрече во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС) с японским журналистом и политиком Тамидзи Найто. Эта фотография в будущем сыграла роковую роль в судьбе супругов Третьяковых и дипломата Вознесенского: они фигурировали в их следственных делах как вещественные доказательства. В 1927 году Сергей Третьяков и Вознесенский были осуждены по обвинению в связях с японской разведкой. С 1922 по 1925 год Владимир Маяковский совершил множество поездок за рубеж, где он участвовал в выставках, читал лекции, декламировал стихи. Сохранилось много фотографий, сделанных во время этих поездок. Из поездки в США сохранились снимки с Давидом Бурлюком, а на одной из них – Элли Джонс, возлюбленная Маяковского. Запоминающиеся изображения поэта были созданы актером ГосТиМа, фотолюбителем Алексеем Темериным. В 1929 году режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд решил поставить на сцене своего театра пьесу «Клоп». Темерин фотографировал весь процесс подготовки спектакля: авторские чтения, репетиции, декорации, актеров в образах, сцены спектакля. Чуть позже, в начале 1930 года, также подробно была запечатлена на фото постановка еще одной пьесы — «Бани». Заключительные фотографии уже сделаны после 1930 года — трагического выстрела поэта — на них изображены близкие соратники Маяковского и его сестры Людмила и Ольга.
«Пиши мне, хвостат!»: Сергей Бобров и Мария Богословская
«Сквозь Бруклинский мост. Здесь стоял Маяковский»